Винченцо Монти

 

 

Винченцо Монти родился в 1754 году в местечке Альфонсине ди Фузиньяно, неподалеку от Равенны. После окончания учебы в семинарии Фаэнцы, он начал сочинять стихи и добился вступления в Академию Аркадии. Находясь под покровительством кардинала Щипионе Боргезе, Монти в 1778 году перебирается в Рим, где сразу же становится известным благодаря своему исключительному поэтическому дарованию. Его работы римского периода, как нельзя лучше отвечавшие господствовавшей в то время моде на неоклассицизм, находились еще и в совершенном согласии с консервативной идеологией сторонников папы Пия IV.

В 1791 году Монти женится на Терезе Пиклер, а в 1797 покидает Рим и приезжает в Милан. Здесь он проникается идеями якобинцев и умудряется даже приобрести некоторую значимость в Цизальпийской Республике. Он знакомится и заводит дружбу с молодым Фосколо и становится почитателем Наполеона.

В 1802 году он получает кафедру риторики в Павийском университете. Во времена Реставрации он писал хвалебные стихи австрийцам, утвердившимся в Италии.

Последние годы своей жизни он посвятил лингвистическим исследованиям совместно со своим зятем Джулио Пертикари. Умер Винченцо Монти в Милане в 1828 году.

В книге Виноградова "Три цвета времени" есть упоминание о Монти: Стендаль, путешествуя по Италии, вспоминает о нем в связи с одним из его стихотворений. Он пишет: "Этот хамелеон, вечно меняющий цвета, Монти, столько раз приветствовал разных властителей Италии и столько раз менял оболочку, что трудно найти его самого под масками. Но в нем кипят живые страсти поэта; его стих до такой степени певуч и звучен, что все можно ему простить за эти строчки об Италии из его "Битвы при Маренго" <...> Монти приветствовал Суворова, приветствовал Бонапарта, приветствовал австрийскую власть, играя словами "Австрия" и "Астрея". Насколько маленький Сильвио (Пеллико - прим. мое), с его детским лицом, круглыми очками и поднятыми бровями, лучше и приятнее в общении, искреннее и честнее, нежели этот лукавый царедворец с лицом куропатки и губами, сложенными сердечком".

 

Стихи и поэмы. Обычно творчество Монти подразделяют на три периода: римский "папскофильский", когда он пишет Prosopopea di Pericle в "Бассвилиане" (1779 - 1797), франкофильский (Prometeo, Le api panacridi) - 1797 - 1814, и последний - австрофильский, который продлился с 1815 года вплоть до смерти поэта. Это подразделение отражает изменение политических взглядов Монти.

В своих произведениях Монти смешивал дантовские элементы с сюжетами из Библии и Вергилия; он возродил традиционные мотивы итальянского Возрождения, обогатив их влиянием таких авторов как Шекспир и Оссиан. Можно сказать, что все великие итальянские поэты первой половины Отточенто от Уго Фосколо до Мандзони и Леопарди являются в некотором роде должниками Винченцо Монти.

Перевод "Илиады". Этот перевод единодушно считается шедевром. Монти (однажды уже попытавшийся перевести "Илиаду" в оттавах в 1788 году) опубликовал несколько версий, окончательная же появилась в 1825 году. Не зная греческого, он был вынужден прибегнуть к помощи Эннио Куирино Висконти - знаменитого литератора и археолога, и грека Андреа Мустоксиди, а также взять за основу уже имевшиеся переводы "Илиады" на латинский и итальянский; тем не менее, финальный результат оказался превосходен и версия Монти является, возможно, самым эмблематичным текстом итальянского неоклассицизма.

 

 

Стихи
Hosted by uCoz