Ангельский голос
Великой певице было 83 года
Послезавтра - вечер, посвященный ей, в "Ла Скала"
Рената Эрсилия
Клотильде Тебальди, один из самых сильных женских оперных голосов ХХ века, умерла
в ночь на субботу, в 3.30, в своем доме в Сан-Марино. "Синьорина Тебальди"
- как ей нравилось, чтобы ее называли - родилась в Пезаро в феврале 1922 года.
В возрасте трех лет ее поразил полиомиелит, но после нескольких лет лечения
ей удалось выздороветь. После учения она окончательно поправилась. Она училась
на сопрано сначала в Пармской консерватории, а затем - в Пезаро. В 1944 году
она дебютирует в Ровиго в роли Елены из "Мефистофеля" Бойто, а в 1946
участвует в концерте, посвященном открытию "Ла Скала", под управлением
Артуро Тосканини. Именно он-то и назвал ее "ангельским голосом" -
определение, которое следовало за ней на протяжении всей ее карьеры. В 1948
году она выступает в Римской Опере и на веронской Арене и с этого года вплоть
до 1955-го она постоянно выступает и в "Ла Скала" с широчайшим репертуаром.
С 1951-го года она каждый год поет в нью-йоркском Метрополитен-Опера, членом
которого она была с 1954 по 1972 годы. В этот же период выступает она и в Париже,
Буэнос-Айресе, Рио, Барселоне, Чикаго, Сан-Франциско, Вене и Лос-Анжелесе. Это
годы творческого соперничества с другой дивой сцены - Марией Каллас. Тебальди
пела с 74-мя дирижерами (среди которых Де Сабата, Джулини, Тосканини, Сольти
и Караян). Она простилась со сценой в 1976 году, после благотворительного вечера
в "Ла Скала", средства от которого направлялись пострадавшим от землетрясения
во Фриули.
Государственный похороны состоятся завтра в Сан-марино, в той же церкви dei
Frati Minori di Valdragone, где сейчас выставлен для прощания ее прах. Послезавтра
состоится церемония в "Ла Скала"; погребение же намечена в Лангирано
(Парма), где покоится и мать знаменитой сопрано, в фамильном склепе.
Воспоминание
Верная Тина: полвека вместе, она была моей Матушкой
САН-МАРИНО.
"Будь
со мной рядом. Прошу тебя, Тина, будь рядом". И она осталась там, рядом
с огромной постелью, с розой, которая была еще бледнее обычного, с "синьориной
Ренатой, с моей Ниной".
Как
это было всю жизнь. Вместе до конца, "сильно сжимая ее руку. Пока она не
отошла. Спокойная, счастливая, с достоинством, несмотря на болезнь: она всегда
была такой". Ровно в 3.30 ночи. 73-летняя Эрнестина Вигано, уроженка Монцы,
бывшая для всех "синьорой Тиной", даже в последние минуты жизни заботилась
о Ренате Тебальди, "ставшей со временем моей единственной семьей".
Точно так же, как произошло это и с Джузеппиной - мамой сопрано, в ноябре 1957
года в Нью-Йорке, когда она умирала, шепча ноты из "Манон Леско" -
последней работы дочери. "С того дня я стала следовать и жить с синьориной
Ренатой". Никогда не покидая ее.
Тина - это маленькая скала: короткие серебристые волосы, забранные сзади, грустная
улыбка и лицо, отмеченное морщинами. И болью. Болью, которая, как кажется, ударами
воспоминаний разрушает эту скалу, которая на третьем этаже дома № 3 по улице
Убертино ди Карра в местечке Кастелло Борго Маджоре в Сан-Марино вспоминает
многочисленные моменты, прожитые за сорок семь лет совместной жизни. "Она
хотела провести здесь
последние месяцы, чтобы со своего балкона любоваться морем и этим кусочком Романьи,
который синьорина Рената так любила", - говорит она очень тихо, показывая
на нескончаемое освещенное побережье.
Тина была очень привязана к Тебальди: "Это была почти что миссия",
- признается она с улыбкой, полной любви. Она защищала ее, помогала ей во всем,
она была для нее сестрой. Движимая сначала восхищением, а затем - почти симбиотическим
процессом. "Когда мне было 12 лет, я написала в своем дневнике, что пошла
бы жить к важной персоне". И она говорит о судьбе. Или же о Провидении:
"Когда в 1949 году, в 18 лет, я услышала, как она поет в "Отелло"
в "Ла Скала", я сразу же поняла, что персона из моей фантазии - именно
она". Зимой того же года состоялась первая встреча: "Я подарила ей
портрет на выходе из Театра. Я была хорошей миниатюристкой". Затем последовали
письма "во время многочисленных поездок синьорины Ренаты и ее мамы",
вплоть до 1957 года, когда эта связь стала нерасторжимой.
"Бедная Матушка; я называла ее так, или Нина, когда мы были дома вдвоем.
А она меня звала Тинин". Однако, в знак уважения Тина всегда
обращалась к ней на "Вы": "Да, бедная Матушка, у всех сердце
разрывалось, когда она изображала на сцене смерть в "Адриане"
или "Травиате". Теперь же она по-настоящему умерла". Разбив
сердце Тины: "Да, но не только мое. Нью (маленький восьмилетний пудель,
четвертый у Тебальди - прим. автора), как раз когда Синьорина угасала,
уселся перед дверью спальни. Казалось, что он это чувствовал. Но ее уход разбил
сердце всем: знали бы вы, сколько звонков коллег, друзей, знакомых я получила..."
Слезы Тины переплетаются с нескончаемыми воспоминаниями об их совместной жизни.
Самый прекрасный момент: "Когда она попросила меня жить с ней. Знаете,
что я ответила? - "Наконец-то Вы меня попросили. Я целую жизнь жду этого".
Самый сильный миг: "Первая ласка. Я чувствую ее даже теперь". Самая
большая неожиданность: "Когда она решила оставить сцену. Решение, принятое
в один день". Триумфы: "Это были настоящие триумфы. Однажды в Каргени
Холле в Нью-Йорке ей аплодировали 45 минут. У меня до сих пор хранится запись".
Столько воспоминаний, но "никаких сожалений. Ни по поводу пения, ни по
поводу любви. "Только с Пуччини могло бы что-нибудь случиться...",
- говорила она мне. В начале карьеры она рассталась с женихом, чтобы целиком
посвятить себя пению. А я рассталась со своим, чтобы посвятить себя ей. Дети?
Лишь однажды я слышала, как она сказала, что ей бы хотелось иметь ребенка. Думаю,
что это была шутка".
Неразлучные, настолько, что "даже муж с женой не смогли бы быть ближе.
Она ожидала смерть со спокойствием и элегантностью. С верой. Как это было всегда.
Сжимая мою руку". И прося свою "Тинин" быть с ней рядом. "Навсегда".
Давиде Горни