Zibaldone

 

 

Журнал "Zibaldone" (т.е. "Мешанина") был опубликован в 1898 году, по случаю столетия со дня рождения Леопарди, под названием "Размышления о различной философии и беллетристике" комитетом, президентом которого был Джозуэ Кардуччи. Это было событие огромной культурной значимости, потому что делало возможным для ученых прикоснуться к огромному пласту литературного наследия, оставленного поэтом из Реканати, который до этого момента оставался неизвестным. В дальнейшем "Zibaldone" оставался в центре внимания леопардианской критики. Франческо Флора переиздал его, вернув журналу название, данное ему Леопарди; это издание, несмотря на содержавшиеся в нем значительные улучшения по сравнению с первым, не лишено было недостатков и ошибок, в том числе - и в обычной перепечатке с рукописи. В середине пятидесятых годов двадцатого века ученый Джузеппе Пачелла начал довольно сложное и длительное исследование, которое привело к изданию критических статей к "Zibaldone" в 1991 году.

Дневник, философская книга, наброски и черновики: "Zibaldone" давали множество определений и все же до сих пор остается открытым вопрос о классификации этого текста с точки зрения литературного жанра.

Состоящий из 4526 страниц, написанных вручную, "Zibaldone" представляет собой фундаментальный труд, необходимый для изучения и понимания произведений Леопарди; предмет изучения и интерпретаций, неиссякаемый источник проверок, наблюдений, анализа, литературных и философских изысканий, который Леопарди вел и использовал на протяжении всей своей жизни, начиная с 1817 года (дата первой страницы) и заканчивая декабрем 1832-го.

Это произведение - больше, чем дневник, он является чем-то вроде журнала, в котором Леопарди в течение 15 лет записывал все: мелкие события своей жизни, в которой оные практически отсутствовали, фантазии, мечты, планы, сны, критические комментарии к своим и чужим произведениям, воспоминания, признания и сожаления, все самое мелкое и самое грандиозное, что приходило ему в голову.
Когда этот журнал был опубликован, современники восхищались в основном филологическими и философскими примечаниями, которыми он наполнен,Сен-Бев увидел в нем нечто большее - документ, обладавший "вкусом" Леопарди, и в этом он был совершенно прав. Леопарди действительно был великим филологом, но он был Велик не только поэтому. Что же до философии, она не была его хлебом, им была литература. Скажем прямо: не все в Zibaldone интересно и качественно. В этом монументальном хаосе попадаются ценнейшие замечания, открытия, озарения, фрагменты гения, но есть в нем также и нудные повторения, рассуждения, скулеж и плохо удавшиеся попытки сатиры. Короче говоря, в этой мешанине - весь Леопарди: великий поэт, создавший Canti, и посредственный автор Нравственных сочинений.

Hosted by uCoz