Наверное, трудно найти человека, который не любит музыку. Думаю, что среди посетителей этого сайта таких найдется и того меньше, потому что Италия пропитана музыкой, без нее эту страну представить невозможно. Как всем известно, музыка "записывается" нотами, но вот история их происхождения гораздо менее известна, а ведь появилась современная нотная традиция именно в Италии, благодаря средневековому монаху, теоретику музыки и теологу, Гуидо д'Ареццо (ок. 995 - ок. 1050).

Родившись в местечке Talla in Casentino под Ареццо (отсюда и прозвище - Aretinus) около 995 года, Гуидо, будучи совсем еще молодым, обосновывается в Помпозе - одном из самых богатых и могущественных бенедиктинских монастырей в Италии, расположенном в дельте По. В то время Помпоза был местом высокой культуры, где музыка занимала одно из ведущих мест. Надо оговориться, что в Средние века музыка - одно из семи "либеральных" искусств - являлась математической наукой, которая входила в Квадривиум наряду с геометрией, алгеброй и астрономией. Будучи ярким выражением красоты, ритма и гармонии, музыка восхваляла совершенство вселенной. Но ее не записывали - музыка существовала лишь в виде песнопений. В монастырях она была сердцем литургии: человеческий голос, хоровое пение и молитва наполняли дни монахов. Ежедневные совместные молитвы всегда пелись, и длились они порой часами. Для того, чтобы выучить все песнопения, требовалось, как минимум, десять лет: поскольку не существовало никакого письменного "кода", весь музыкальный репертуар передавался в прямом смысле "из уст в уста" и заучивался наизусть; таким образом его сохранение и передача из поколения в поколение были доверены лишь памяти и таланту канторов.
Именно для того, чтобы освободить от этой весьма неудобной необходимости молодых и старых канторов, а заодно и помочь им в "настройке" хора, Гуидо около 1020 года изобрел "музыкальную грамматику". Это было революционное изобретение, основывавшееся на мнемотическом методе (так называемой сольмизации), который давал названия звукам, вернее - целой серии из шести музыкальных нот (или шестиступенному звукоряду) - Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были первые слоги каждого полустишия известного гимна, исполнявшегося во время вечерни святого Иоанна Крестителя, стихи к которому были написаны Павлом Дьяконом: "UT queant laxis / REsonare fibris / MIra gestorum / FAmuli tuorum / SOLve polluti / LAbii reatum / Sancte Iohanne" ("чтобы могли рабы твои заставить звучать в полный голос чудеса твоих прошлых подвигов, отвори уста их, запятнанные грехом"). Нота SI, полученная из двух инициалов "Sancte Iohanne", была добавлена уже позднее, в 1482 году, а замена ноты UT на DO произошла не ранее XVII века, возможно, благодаря Джован-Баттисте Дони, который, будучи человеком менее скромным, чем Гуидо д'Ареццо, дал этой ноте имя, использовав первые две буквы своей фамилии.

Но Гуидо д'Ареццо не ограничился лишь названием нот. Он дал им еще и постоянное "место жительства", изобретя нотную линейку из четырех линий и трех промежутков между ними - тетраграмму, которая в XIII веке - путем прибавления к ней пятой линейки - превратилась в "пентаграмму", которой мы пользуемся и поныне.

 

 

Hosted by uCoz