Рената
Тебальди, жизнь для оперы и
великой любви: Милана
6
декабря 2004 года она послала телеграмму директору "Ла Скала" Карло
Фонтана, в которой говорилось: "Дорогой доктор, я бы с радостью была с
Вами. Тем не менее, я желаю выразить Вам мою благодарность за все, что Вы сделали
для возрождения нашего "Ла Скала". Это было последнее письмо в Милан.
Рената Тебальди приехала в Милан в 1945 году. "Люди тогда были другими,
они просто жили. Сейчас же воздух стал непригоден для дыхания, когда я выхожу
на улицу, у меня начинается жжение в глазах и в горле, поэтому я провожу много
времени в Сан-Марино", - рассказывала она пару лет назад.
Сразу по приезде в Милан "синьорина Тебальди" остановилась в отеле
"Regina" на улице Santa Margherita, затем гостила у семейства Ровескала
на улице Данте, после чего вместе с мамой они снимали дом на улице Brogi. Всего
через несколько месяцев после приезда она уже пела на открытии "La Scala"
под руководством Тосканини. "Он был очень требовательным человеком, и я
боялась, но мне он показался симпатичным".
В 1950 году она приобрела дом на площади Guastalla 1, где и жила постоянно.
Это дом, полный старинной мебели и реликвий: дирижерская палочка, подаренная
ей Риккардо Мути, которого она всегда очень ценила; фотография с посвящением
дирижеров Тосканини, Митропулоса, Чилеа... рояль, оставшийся навсегда открытым
посреди зала. Вернувшись в Милан после триумфов в Неаполе и Нью-Йорке, она любила
гулять в садах Гуасталла, в воскресенье она ходила к мессе в церковь Барнабитов.
Изредка она ходила с друзьями в старые рестораны, такие как "Boeucc"
на площади Belgioioso.
Она презирала празднования после премьер в "La Scala". "Однажды,
- вспоминает Джаннино Тенкони, президент общества "Друзья Галерки",
- лишь бы не идти к Уолли Тосканини, она слегка надорвала себе платье, чтобы
найти извинение для того, чтобы уйти домой. Она не была мизантропом, наоборот
- она была очень сердечной, но замкнутой". Последний ее выход на публику
в Милане произошел 30 мая 2003 года. "Голос ангела" хотела подарить
свое сценическое платье Манон Леско Музею Театра "La Scala".
Она больше не вернулась из Сан-Марино. Перед погребением в Лангирано Милан и
"La Scala" хотели бы проститься с ней в Дуомо и вписать ее имя в Усыпальницу.