Canzone Napoletana

 

 

Истоки неаполитанской песни покрыты мраком. Историкам не удалось найти какой-то определенной даты, которая позволила бы говорить о рождении первой мелодии неаполитанцев.

Зато можно сказать, что эта неопределенность - символ мистического происхождения неаполитанской песни. Как бы то ни было, первой песней, время появления которой известно, является Canto delle lavandaie del Vomero, которая относится к периоду правления Фридриха Швабского, около 1200 года. С этого-то момента и начинается расцвет народной поэзии и музыки, авторы которых остаются неизвестными. Именно этот период и можно условно назвать моментом зарождения неаполитанской песни.

Уже в период с 1400 по 1500 годы насчитывались сотни песен; они пелись хором под аккомпанимент лютни и колащоне (одна из разновидностей лютни - трехструнная с длинным грифом). Основным видом песен была так называемая Villanella - деревенская песенка (а Неаполь в то время был окружен огородами и полями), которая дала начало одному из самых интересных феноменов в истории европейской музыки. На неаполитанские стихи (а неаполитанский диалект значительно отличается от "классического" итальянского) писали "villanelle alla napoletana" такие знаменитые композиторы как Орландо де Лассо, Лука Маренцио, Орацио Векки, Адраино Виллаэрт, Карло Джезуальдо, Джованни Мария Трабачи, Клаудио Монтеверди, Джулио Каччини, в общем - все самые прекрасные имена итальянской полифонической музыки.

Первая напечатанная villanella была издана в 1537 году (ею была знаменитая Voccuccia de no pierseco apreturo), последняя была напечатана в 1652. После этого эти песни стали переписываться вручную, что привело к изменению и самого их характера - зародилась одноголосная песня под аккомпанимент различных инструментов, то есть - современная неаполитанская песня.

С середины Чинквеченто в Неаполе стала звучать скорбная песня, появившаяся на Сицилии, - Fenesta ca lucive,оригинальный мотив которой настолько понравился Беллини, что он использовал его в своей опере Сомнамбула.

В 1600-х годах увидели свет такие песни как Michelemma, Cicerenella; в начале 1700-х - Lo guarracino; к концу восемнадцатого века было уже столько песен и они были настолько популярны, что маститые композиторы, писавшие для оперы Буффа, включают их - в виде приятного и колоритного отвлечения - в свои партитуры, что и позволило этим мелодиям сохраниться до наших дней.

В течение нескольких десятилетий девятнадцатого века неаполитанские песни больше не считаются искусством; и вот наконец в 1835 году появляется знаменитая Te voglio bene assaie (также приписываемая великому композитору - Гаэтано Доницетти), которая становится символом неаполитанской песни.
Довольно длинный период с 1820 по 1880 годы представляет собой эпоху, которую современные исследователи называют "предиджакоминианским периодом", неким переходным моментом. С Сальваторе Ди Джакомо (и еще за несколько лет после его смерти) Неаполь дал миру сотни мелодий и когорту гениальных поэтов и композиторов - создателей течения, которое возродило всю роскошь старинных villanelle.

Это был "золотой век" неаполитанской песни, когда на стихи Джованни Капурро, Винченцо Руссо, Аугусто Фалькони-Фьени, Эрнесто Муроло, Эдуардо Николарди, Алессандро Кассезе писали свои мелодии Эдуардо Ди Капуа, Эрнесто Де Куртис, Винченцо Валенте, Родольфо Фальво, Джузеппе Каполонго, Франческо Буонджованни, Эвемеро Нарделла. Эти шедевры неаполитанской песни расходились по Италии и по всему миру благодаря знаменитым певцам, их исполнявшим, и в первую очередь - благодаря Энрико Карузо.

А еще был театр. И особенно - был Дженнаро Паскуарьелло! Он был самым чувствительным, самым тонким и самым любимым исполнителем. Его мастерство так и осталось непревзойденным.

Здесь собраны неаполитанские песни, начиная с самой ранней, написанной около 1200 года, и заканчивая песнями, созданными до 60-х годов двадцатого века. Разумеется, песни в Неаполе пишутся и поныне, но они уже имеют мало общего с народной традицией, и это уже "tutt'altra musica".

 

 

  Тексты песен

Home page
Hosted by uCoz