Michelangelo Merisi detto
CARAVAGGIO
29 сентября 1571 года, в день
святого Михаила Архангела (а не 28 сентября 1573-го, как долгое время полагали
из-за ошибки в эпитафии) родился Микеланджело Меризи. Через несколько дней после
его рождения состоялась знаменитая битва при Лепанто, которая надолго остановила
многолетнее вторжение турок в Средиземноморье. Победителем в этой битве был
Маркантонио Колонна - отец маркизы Караваджо, местечка в провинции Бергамо,
где родители Микеланджело, Фермо Меризи и Лючия Аратори, обвенчались 14 января
1571 года.
Точное место рождения Микеланджело не удается установить, но с большой долей
вероятности можно сказать, что это именно местечко Караваджо, где мальчик и
провел первые годы жизни, или же - Милан, в котором его отец работал в качестве
прораба, как бы сейчас сказали, на службе у маркизов Караваджо.
Уже с этой неопределенности с датами и местом рождения начинается жизнь в полутонах,
которые задолго до смерти художника создадут легенду о нем, как о Караваджо
проклятом и гениальном, с характером сколь буйным, столь и непредсказуемым.
В книге "Итальянские мастера живописи", опубликованной в Хаарлеме
в 1603 году, голландец Карел ван Мандер пишет, что Караваджо "с трудом
выбился из нищеты, благодаря упорной работе". Беллори - один из основных
биографов Караваджо, делает из его отца простого "каменщика", хотя
последние исследования показали, что семья Караваджо владела неплохим имуществом
и имела весьма приличные доходы, что надежно защищало ее от нищеты.
6 апреля 1584 года (согласно
контракту, хранящемуся в миланской Библиотеке Амброзиана) юный Караваджо, всегда
готовый подраться в составе какой-нибудь из миланских банд, принимается в мастерскую
Симоне Петерцано - ломбардского художника, бывшего довольно известным в то время.
Микеланджело едва исполнилось тринадцать лет. Согласно условиям контракта, Петерцано
обязуется держать его при себе четыре года, чтобы сформировать из мальчика художника.
Ломбардская живопись конца Чинквеченто, потесненная венецианской и болонской
школами, не выдвинула ни одного выдающегося художника. В Милане молодой Караваджо
приобрел лишь блестящую технику и выносил идею картин, в которых персонажи были
бы окружены лишь контрастом между тьмой и светом, как это было у таких ломбардских
художников как братья Антонио и Джулио Кампи или Джован Джироламо Савольдо,
вдохновленных ватиканской фреской Рафаэля в станце Элиодора, где изображен святой
Петр в темнице - первый образец "chiaroscuro", "светотени".
Некоторые документы, недавно найденные в архивах, говорят о том, что 11 августа
1593 года Караваджо (описываемый как "безбородый юноша, зовущийся Микеланджело,
художник") появляется в Риме в качестве свидетеля на процессе, возбужденном
некоей Леонорой Палелли против братьев Онорио и Дечио Лонги (друзей Караваджо),
по поводу нанесенных ей ими обид и телесных повреждений. Некоторые биографы,
современники Караваджо, такие как Беллори и Манчини, приписывают ему даже преступление,
в котором он так никогда и не сознался, которое в 1590 году стоило ему годичного
заключения в Милане: обстоятельство, которое вполне объяснило бы его отъезд
в Рим после распродажи всего имущества, которое до того момента являлось общей
собственностью с братом Джован Баттистой и сестрой Катериной.
Агрессивный характер юноши и его склонность к насмешкам с самого начала обеспечили
ему наличие большого количества врагов. Но в качестве компенсации судьба подарила
ему дружбу с архитектором Онорио Лонги - молодым эрудитом, который будет его
верным компаньоном во всех драках и стычках. Именно в Милане, где все судебные
разбирательства в то время были в руках испанского правосудия, начинающий художник
и станет тем бунтарем, которым и останется на всю жизнь. Отъезд (или бегство?)
в Рим некоторым образом представляет собой возможность "перевернуть страницу".
Когда Меризи прибывает в Рим (в период между 1590 и 1591 годами), перед ним
открывается город, видоизмененный
усилиями папы Сикста V, которого в 1592 году сменил Клемент VIII Альдобрандини,
чьим личным врачом в 1623 году станет Джулио Манчини (1558-1630) - коллекционер
и биограф Караваджо.
Рим в это время полность перестраивается - восстанавливаются церкви, средневековые
кварталы изменяются небывалым образом: именно в этот период появляется тот барочный
Рим, который мы видим и сейчас.
Караваджо поначалу останавливается у какого-то сицилийского художника. Здесь
он заводит дружбу с другим молодым живописцем - Марио Миннити из Сиракуз, и
через некоторое время оказывается на два-три месяца в Consolazione - римской
больнице для бедных. Судя по всему именно там он и пишет одну из моих самых
любимых его картин - "Больного вакха", который, как полагают многие
исследователи, является его автопортретом.
Через несколько месяцев, в 1593 году, Онорио Лонги подсказывает другу переселиться
к Джузеппе Чезари по прозвищу "Кавалер д'Арпино" - академическому
художнику, который, благодаря милостям папы, работал над картинами, заказанными
ему многочисленными религиозными конгрегациями. В его мастерской (бывшей чем-то
вроде ателье-галереи, в которой начинающие художники находили себе клиентов)
Караваджо очень скоро был замечен поклонниками искусства и римскими коллекционерами,
заполнявшими свои дворцы картинами на мольбертах. Сам Кавалер д'Арпино, сразу
же распознав в Караваджо большой талант, приобретает у своего молодого ученика
несколько картин.
В это время римская живопись была представлена в основном фресками больших размеров,
на исторические или религиозные сюжеты, как-будто римские художники не смели
отойти от жанра, избранного такими гигантами, как Микеланджело и Рафаэль. Караваджо
решает восполнить все пробелы и берется за живопись "для мольберта".
В 1595 году художник перебирается к кардиналу Дель Монте - решающий момент в
его карьере, означающий большой успех для молодого миланца, приехавшего завоевывать
Вечный Город.