Arlecchino
(Арлекин)
Арлекин - одна из основных масок
commedia dell'arte. Ее имя, возможно, имеет французские корни (Herlequin или
Hallequin в средневековой французской сказочной традиции был дьяволом-шутом).
В XV-XVI вв. она стала комической маской, играя роль "второго Дзани"
("secondo Zani") - что на бергамасском диалекте является уменьшительным
от Джованни. Арлекин (как и Дзани) - это хитрый, но глуповатый слуга, воришка,
лгун и плут, находящийся в постоянном конфликте с хозяином. Арлекин – очень
бедный слуга, у которого нет денег даже на то, чтобы заштопать собственное платье
кусками материи одинакового цвета. Вечно голодный и замерзший, он постоянно
старается свести концы с концами и избежать произвола богачей и тех, кто сильнее
его.
Часто в комедиях он занят тем, что старается каким-либо образом надуть своего
старого хозяина, помочь молодым влюбленным, или же выставить в смешном свете
солдат.
Костюм Арлекина характеризуется разноцветными кусками материи, сшитыми вместе.
По прошествии времени этот персонаж стал более изящным: грубоватый бергамасский
диалект уступил место более мягкому венецианскому говору, старое заштопанное
вязаное платье постепенно сменилось характерным разноцветным нарядом с изысканным
узором из квадратов, что значительно облагородило оригинальные дьявольские черты
черной маски, а также - и ее мимику и жесты.
В XVII веке Арлекин становится персонажем
многих спектаклей разных авторов, среди которых выделяется Карло Гольдони (Carlo
Goldoni), благодаря которому он стал еще более реалистичным.
Среди наиболее известных исполнителей, когда-либо носивших костюм Арлекина,
стоит упомянуть Тристано Мартинелли (Tristano Martinelli; умер в 1630 г.), Доменико
Бьянколелли (Domenico Biancolelli; 1646-1688), Анджело Костантини (Angelo Costantini;
1654-1729), Эваристо Герарди (Evaristo Gherardi; 1663-1700), а уже в наше время
- незабываемых Марчелло Моретти (Marcello Moretti; 1910-1962) и Ферруччо Солери
(Ferruccio Soleri; род. в 1929).